Если вы хоть примерно представляете, что такое искусство, то должны осознавать – вслепую судить о жизни людей прошлого по картинам такое же неблагодарное занятие, как сейчас по профилю в инстаграм. То есть доля правды, конечно, есть, но это совершенно не точно.

Например, нам кажется, что современники да Винчи, все до одного, ходили в парче, золотых цепях и драгоценных безделицах. Так мы их, по крайней мере, воспринимаем по фрескам и роскошным портретам XV века. Однако доверчивые зрители забывают, что девушки и юноши на портретах одеты в особые облачения, в свои «костюмы чести», отредактированные или просто придуманные художниками.

На деле же, законопослушные флорентийцы выглядели не так. Люди эпохи Кватроченто считали моду опасной и грешной. Костюмные аномалии запрещали так же, как содомию или незаконную проституцию.

«Офицеры чести*» контролировали фасоны, длину нарядов и даже количество парадных платьев в гардеробах синьор.

Художникам же позволялось приврать: увеличить изумрудные кулоны, подбросить золотого блеска тканям и не обращать внимание на бесконечные виды идиотизма.

Но мастерами кистей и красок всегда учитывались физические последствия ношения одежды. На портретах середины XVII века изображены женщины, с обнаженными ниже локтей руками и слегка расставленными локтями. В начале этого века женщинам, наконец, позволили оголить руки, но в жестком корсете им удобнее было держать их на некотором расстоянии от туловища.

В 1840-х годах платья с заниженной линий плеч, напротив, вынуждали женщин держать руки ближе к телу. А в 1900-1905 годах рукава вернулись на естественное место, что позволило принимать более органичные позы.

Знаю, вам иногда кажется, что я сижу на наркоте, но потерпите меня еще немного, ведь изучение платья – бесценный навык, позволяющий понять прошлое, в том числе через старинный вид профиля в инстаграм – картины и скульптуры.

Главное вовремя отделить зерна от плевел.

Чем мы и будем заниматься в рубрике «Раздеваем искусство».

*Первые костюмные регламенты появились во Флоренции во второй половине XII века, а в XIV веке ввели санкции против истовых модников обоего пола. Если они носили дорогие ткани и украшения, их штрафовали.
В XV веке надзор за модой усилился. В 1403 году появились “Офицеры чести”, которые присматривали за жрицами любви и контролировали их стиль одежды.
В 1432 году в борьбу с содомитами (гомосексуалистами) вступили “Офицеры ночи”, они следили за тем, кто как одевается в городе, потому что надо было как-то отличать богатую даму от куртизанки, а моложавого франта от торгующего собой бардассы (неприлично юного подмастерья или слуги).
Но законы, сочиненные “офицерами”, естественно не распространялись на первостепенные аристократические семейства и династии правивших олигархов вроде Питти, Медичи и… собственно все.