Я решила конкретно озадачиться вопросом ресайклинга и sustainable fashion. А вы же знаете, что “если я чего решил(а), то я выпью-то обязательно”

Поэтому начала с начала. Со свалок.

Адам Минтер, журналист и сын владельца частной свалки, написал книгу “Планета свалок”. Эта книга об утилизации и о том, как мы потребляем и выбрасываем мусор. Но еще и глубокая история о самом авторе и его семье. Ее цель – объяснить, почему скрытый мир переработки – самая логичная (и экологичная) конечная точка в длинной цепи, которая начинается со сбора мусора у вас дома. Тут все глобальные мусорные процессы распутаны и разложены по полочкам.

Вы удивитесь, узнав, что утилизация на века опережает экологическое движение. Если бы использованное сырье – банки, пластиковые бутылки, картонные коробки – не имело ценности для производителей, никто не стали бы им заморачиваться. Рынки, а не экологическая сознательность определяют, будет ли старая газета годным материалом или просто мусором. И именно рынки превратили утилизацию отходов в многомиллионный бизнес. Оборот в мировой индустрии переработки достигает 500 млрд в год, что примерно соответствует ВВП Норвегии, и в ней занято больше людей на планете, чем в любой другой отрасли, за исключением сельского хозяйства Если вы в первую очередь заботитесь об окружающей среде, то переработка – третий по порядку вариант в пирамида. Сокращение -повторное использование – переработка Эта книга не обязательно убедит вас принять суровую реальность перерабатывающей промышленности, но она, безусловно, поможет понять почему свалки выглядят так, как к выглядят, и почему это не так уж и плохо. Самая худшая, самая грязная утилизация лучше, чем самый лучший начисто вырубленный лес или самый современный мусорный полигон под открытым небом.

Осознавая всю важность переработки, следует так же осознавать важность сокращать и предотвращать появление отходов и бороться с чрезмерным потреблением.

Экологичная мода

И запомните: чем вы богаче и образованнее, тем больше вещей будете выбрасывать. Вот такой вот парадокс.

Теперь вернемся к одежде

В последнее время все чаще говорят о ESG. E – environment (экология) S – social (социальная политика) G – governance (корпоративное управление)

Как на это смотрят потребители? Здесь наблюдается большая разница между нашей страной и Западными государствами.

В России около половины опрошенных не готовы переплачивать не только за продукт, выпущенный с соблюдением принципов экологического и социального ответственного производства, а вообще за любые товары. Главный критерий выбора – цена. Это говорит о том, что прежде, чем думать об экологии, нужно сначала закрыть базовые потребности из пирамиды Маслоу. Особенно это хорошо заметно на примере российских регионов.

Тем не менее, согласно тем же опросам, каждый четвертый россиянин все же стал задумываться об экологии.

Понятие sustainable fashion, появившееся менее 10 лет назад, в целом подразумевает производственные процессы моды, которые не причиняют вреда окружающей среде. То есть если мы что-то создаем, то необходимо подумать, какой след после этого оставим. Производить нужно так, будто ничего совсем не создавал с точки зрения время для экологии.

Основные критерии, которым должен соответствовать бренд, чтобы относиться к sustainable fashion:

1. Соблюдать правила медленной моды

2. Понимать, что устойчивость важнее прибыли

3. Использовать безопасные для окружающей среды материалы

4. Использовать переработанные материалы

5. Контролировать полный жизненный цикл продукта от идеи до утилизации

6. Соблюдать принципы ESG

7. Сотрудничать с компаниями по сбору одежды и внедрять апсайклинг в собственные производственные процессы

8. Соблюдать полную прозрачность коммуникации и деятельности поставщиков

Понятие “медленной моды” появилось в 2007 году как противоположность “быстрой моды”. Многие компании масс-маркета обновляли коллекции раз в неделю. Все отшивалось за один день и доставлялось самолетами. И если, условно говоря, не купил вещь сегодня, то ты уже не в тренде, потому что через месяц она будет не модной.

Бренды ухудшали качество одежды, потому что не доплачивали за производство – огромные расходы шли на логистику, чтобы быстро доставить продукцию.

А теперь несколько слов об экологичности материалов, из которых производится одежда

Экологичная мода

Производителям необходимо выбирать легко возобновляемые материалы, такие как конопля, крапива, Бамбук. Важно также использовать натуральные органические материалы: хлопок, шелк, шерсть.

Кстати, на счет шерсти до сих пор нет однозначного мнения: считать ли ее экологичным материалом. Не утихают споры, что экологичнее шерсть или акрил. Несмотря на то, что акрил – синтетический материал, он наносит меньше вреда экологии, чем шерсть, потому что овечки, которые пасутся на лунах, оставляют сильный углеродный след.

С ростом интереса к экологии набирает популярность тренд на использование ресайклинг-материалов – когда из бывшей в употреблении одежды делают новое волокно. Переработать можно все что угодно, но этот процесс непростой и дорогостоящий.

Во-первых, в одежде много разных деталей и фурнитуры.

Во-вторых, угадать точный состав вещи очень сложно: футболка может быть из 100% хлопка или содержать 2% эластана, может отличаться по цвету и тд.

К тому же к переработанному хлопку обязательно нужно добавить органический, иначе состав не получится устойчивым.

Вещи, сделанные только из переработанного хлопка, довольно рыхлые и быстро приходят в негодность.

Так возможно ли создать в России бренд, который будет на 100% устойчивым, социально ответственным и экологичным?

Сегодня мы только начинаем смотреть в сторону экологичности. Важно не путать понятие sustainability с гринвошингом.

Гринвошинг – Зелёный камуфляж (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание»), — форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зелёный» пиар и методы, цель которых — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете.

Зелёный камуфляж используется сомнительными производителями для создания имиджа экологически-ориентированной компании и увеличения продаж.

Если оценивать экологичный подход в нашей стране по 10-балльной шкале, то сегодня мы тянем только на тройку. Одна из проблем – непонимание самой концепции экологичной моды. Если нет соответствующего образования и компетенций, то невозможно создать полностью устойчивый бренд. Можно выцепить какую-то одну часть и внедрять ее, например, использовать экологичный пластик, но если не осознавать смысл всего процесса, то это ничего не изменит.

Также возникает очень много вопросов на всех этапах создания продукта. Где найти экологичную ткань, фурнитуру и производства с возобновляемой энергией? Где взять безвредную упаковку? Какую – многоразовую или биоразлагаемую? Или от нее вообще нужно отказаться? Как сертифицировать изделия, ткани, производство?

Как видите, пока вопросов больше, чем ответов.

Надо понимать, что на 100% экологичных fashion-брендов в данных условиях состояния индустрии в России не может быть. Да, сегодня есть те, кто старается быть по-настоящему устойчивым и сокращает свой экослед. Но тех, кто честно и открыто рассказывает, как внедряет экологичный подход, что для этого делает и какие результаты получает – совсем немного.