Мода возникла как способ адаптации к окружающему миру.

Латинское слово modus означает “правило”, “мера”. Большинство таких “правил” в одежде разных эпох при внимательном рассмотрении легко объясняются потребностями.

Крой тоги, конструкция доспехов, карманы на джинсах — это исторически не плод фантазии дизайнера, а реакция на жизненные необходимости. И казалось, жить бы так и жить человечеству, приспосабливаясь к окружающим вызовам…

Но, конечно, так не вышло. Мода стала голосом прогресса, практичность отошла на дальний план, одежда стала средством самоидентификации в социальных группах и маркером смены поколений.

Мода во многом спутница достатка. После двух страшных мировых войн люди захотели побаловать себя. New Look Кристиана Диора стал символом раскрепощения женщин, Zoot Suit – символом протеста против неравенства. Бит, рок-н-ролл, рэп оказали огромное влияние на то, как люди одеваются и с какими ценностями себя ассоциируют.

Сама идея модности вышла далеко за рамки одежды. Возникла мода на науку, мода на пацифизм, мода на милитаризм. Смена поколений ускоряется, словом “мода” можно описать практически любое явление культуры, стиля, политики.

А то, что носит старший брат, уже прошлогодний снег, не так ли?

Мода обладает довольно легкомысленной репутацией – ее принято ассоциировать с иллюзиями, манипуляцией, стремлением навязать людям ненужные вещи или убедить в том, что жизнь невозможна без этой новой рубашки.

Со стороны легко решить, что мода не имеет отношения к настоящей жизни, в которой, как персонажам “Матрицы”, выбравшим красную таблетку, людям по-настоящему не нужно ничего, кроме растянутого свитера – но это не совсем так.

Для всего, что происходит в моде, существует социальный заказ, это зеркало, в котором отражаются общественные явления, политический события и культурные феномены.

Если проследить историю дизайна одежды, мало что выглядит случайным или бессмысленным.

Простые и функциональные вещи 1910-х – следствие Первой мировой войны и эпидемии гриппа.

Стиль 20-х со свободными силуэтами и бахромой – отражение новообретенной свободы.

С ухудшением экономической обстановки в 30-е, строгие силуэты и талии возвращаются на место, к счастью, уже без корсета.

Феномен Кристиана Диора и New Look отражают возврат к женственности в послевоенную эпоху.

Перечислять можно бесконечно.

А может мода 2000-х вам кажется безумной? Ничего удивительного: в ее ДНК зашиты разные явления от развития интернета до трагедии 11 сентября. Джинсы с низкой талией прокляты, но, как мы видим сейчас, не забыты.

Переход от минимализма к китчу происходит так же регулярно, как и экономическое процветание сменяется кризисом.

Получается, что вещи, которые появляются на подиумах выбираем мы сами, наше окружение и общество. А мода – не более чем творческое осмысление реальности. Дизайнеры лишь спешат предвосхитить желания покупателей.

Ну, а ответить на вопрос, нужна ли вам эта новая рубашка или нет, можете только вы – ведь правда у каждого своя.