Полоски во времени, пространстве и моде

Полоски в одежде, так популярные сегодня, в разные века воспринимались прямо противоположно. Они прошли путь от ранговых знаков верхушки древнеегипетского общества через восприятие полосатых одеяний в Средние века как чего-то ущербного, неполноценного и негативного до символа свободы и авангарда в XVIII веке и любимого принта многих дизайнеров одежды XIX-XXI веков.

Древний Египет

Головной убор фараона — клафт (или немес) — повязка из сложенного по диагонали квадратного куска ткани, сплетенного в узел сзади и двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи. К числу ранговых знаков относится и полосатый воротник — ожерелье. Иногда словом “немес” обозначают только царский полосатый платок.

В Древнем Египте клафт был распространен среди представителей всех сословий. У рядовых египтян клафт мог быть белым или полосатым, а цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — желтые и т.д. Платок с синими полосами мог носить только фараон.

Мода на полоску
Египет. XII династия. Семитские кочевники. Роспись гробницы Хнумхотепа II, XIXв. до н.э.
Мода на полоску
Золотая маска фараона Тутанхамона

Средние века

В Европе с XII по XVI век полосатая одежда считалась позорной, унизительной и даже дьявольской. Полосатые платья предписывалось носить изгоям — еретикам, жонглерам, шутам, прокаженным, проституткам, палачам, осужденным и иноверцам.

В хрониках сохранилась история о том, что в 1254 году монахи-кармелиты, прибывшие из Палестины в свите короля Людовика IX Святого, были освистаны и побиты камнями. Причиной тому послужили полосатые плащи. До нас не дошло ни одного изображения одеяний членов ордена в середине XIII века.

Легенда приписывала одежде кармелитов небесное происхождение: пророк Илия, вознесясь на небо в огненной колеснице, сбросил своему ученику белую мантию, на которой образовались коричневые полосы — следы его прохождения сквозь пламя. Неприятие полосок на плащах кармелитов было настолько сильным, что в 1295 году папа Бонифаций VIII запретил всем монахам рядиться в полосатые мантии.

Мода на полоску
Якопо Бассано. Поклонение волхвов. 1540-е
Мода на полоску
Пьетро Лоренцетти. Отшельники у источника Илии. 1328-1329

XVI-XVIII века

Отношение к полосатому узору изменилось лишь в эпоху Возрождения и Реформации, когда общество выступило против устоявшихся стереотипов. В 1610-1630 годах полоски появились в одежде аристократов.

Со второй половины XVII века полоска становится популярной. Теперь она говорит об оригинальности и прогрессивности своего носителя, практически сведя на нет все нехорошие трактовки в свой адрес.

В середине XVIII века полоска довольно прочно завоевывает свое место в мире моды. Интерес к Востоку и всему турецкому оказал свое влияние. Индийские, турецкие и китайские ткани вдохновляли модельеров Старого и Нового света.

Мода на полоску
Якоб Зайзенеггер. Карл V с собакой. 1532
Мода на полоску
Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет Диего де Вильмайора. 1605
Мода на полоску
Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой. 1787-1789

XVIII-XIX века

В конце XVIII века полоски покорили мир одежды, текстильных изделий и декора. Мода на полоски распространяется и на ткани, использующиеся при изготовлении мебели и оформлении интерьера: на обоях, коврах, мебели и постельном белье.

Мода на полоску
Интерьер XVIII века

XX-XXI века

В первой половине XX века художники-конструктивисты в одежде использовали подчеркнуто геометрические формы. Это одежда, приспособленная к профессии человека. В наши дни полоска уже стала классикой. Она в различных интерпретациях появляется почти в каждой коллекции, предоставляя дизайнерам огромную возможность для игры с тканями и аксессуарами.

Мода на полоску
Эскизы спортодежды Варвары Степановой

История тельняшки

Первые тельняшки у матросов появились во времена парусного флота в Англии и позже в Голландии. Число полос на тельняшке было равно 12 (по числу ребер). Тельняшку использовали, чтобы обмануть морских духов: считалось, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря уже покойниками, от которых остались только скелеты.

В 1858 году Наполеон III утвердил форму французских моряков, куда входила и тельняшка. На тельняшке моряков Франции 21 полоса (по легенде, в память о числе крупных побед Наполеона). Обычный морской костюм середины XIX века состоял из синей фланелевой куртки с глубоким вырезом на груди, тельняшки и расклешенных брюк.

Если отвлечься от мифов и легенд, то практическое предназначение полос тельняшки предположительно состояло в том, чтобы сделать человека хорошо заметным на фоне белых парусов и видеть действие матросов при работе с парусами на реях, а также облегчить поиск моряка, упавшего за борт.

19 августа 1874 года император Александр II издал указ о введении новой военной формы, назначив тельняшку обязательным атрибутом русского моряка. Инициатива принадлежала великому князю Константину Николаевичу Романову, который тогда носил высший военно-морской чин — генерал-адмирал.

Мода на полоску
Костюм Французских моряков XIX века

Ежегодно 19 августа в России отмечается День тельняшки.

“Купальные” полоски

На рубеже XIX-XX веков полоски, связанные прежде с дальними плаваниями, перешли в область прибрежного отдыха, а оттуда в область спорта и досуга. “Приморские” полоски приобрели необыкновенную популярность после 1920-х годов. На пляже становилось все больше вещей в полоску: купальники, прогулочные костюмы, полотенца, солнечные зонты, шезлонги, мячи и т.д. И только в 1970-1980-е этот процесс пошел на спад и на место полосок пришел другой стиль.

Как “работает” полоска

Горизонтальные и вертикальные линии:

1. Из двух равных отрезков вертикально расположенный кажется длиннее горизонтального.

2. Если внутри фигуры разместить вертикаль, но фигура будет казаться выше и уже, если горизонталь, то ниже и шире.

3. ИЛЛЮЗИЯ ГЕЛЬМГОЛЬЦА. Если внутри фигуры разместить частокол вертикальных линий, то фигура будет казаться ниже и шире, если частокол горизонтальных линий, то выше и уже. Частокол из горизонтальных линий создает вертикаль, а из вертикальных линий — горизонталь.

Мода на полоску

Диагональные линии:

4. Наличие диагонали придает динамику фигуре, создает иллюзию движения. Об этом не стоит забывать, если нужно создать эффект стабильности и уравновешенности.

5. Если диагональ стремится к вертикали, то есть угол диагонали к горизонтальной поверхности больше 45 градусов, то фигура становится выше и уже.

6. Если диагональ стремится к горизонтали, то есть угол диагонали к горизонтальной поверхности меньше 45 градусов, то фигура становится ниже и шире.

Мода на полоску

Открытый Гельмгольцем феномен широко используется в производстве одежды, однако вопреки распространенному заблуждению, горизонтальные полоски на свитерах и платьях не “полнят”, а наоборот — зрительно делают фигуру уже и выше. Результат зависит от величины и частоты полос. Обычное суждение: в платье с продольными полосами человек кажется тоньше и выше — справедливо только при достаточно широких промежутках между полосами. При узких промежутках это не так. В полосатом платье имеют значение и ширина полос, и соотношение светлых и темных промежутков.