Ежегодно мы покупаем 2 млрд простых хлопковых футболок — это самый распространённый предмет одежды в мире.

Итак, представим, что дизайн футболки разработали где-нибудь в США – штаб-квартире бренда.

Хлопок вырастили в Индии. В процессе, естественно, использовали пестициды для защиты урожая и воду для орошения полей.
Согласно WWF, в среднем на производство одной хлопковой футболки расходуется 2700 литров воды.
Хлопок вырос и его отправили на предприятие, где при помощи специальных машин отделили волокна от шелухи.

Затем с индийского предприятия хлопок уехал на прядильную фабрику в Китае, где его сначала превратили в нити, а потом — в ткань, которую постирали, прогрели и обработали химическим веществом (отделили/покрасили).

С китайской прядильной фабрики готовую ткань отправили на швейное производство в Бангладеш — здесь из неё сшили футболки, упаковали и отправили в разные уголки мира самолётами, поездами и кораблями.

Вы купили одну из них, принесли домой и постирали перед тем как надеть. Потом закинули в дальний угол шкафа или стирали через день на протяжении нескольких лет…

Так или иначе когда-нибудь футболка вам надоест/придёт в негодность – вы её выбросите, либо сдадите в переработку, либо будете использовать как тряпку для уборки.

На этом история жизни одной хлопковой футболки подошла к концу. Мир праху её!

Хлопковая футболка

Углеродный след одной футболки составил 2,1кг. Кажется, не так уж много, но мы же помним, сколько футболок продаётся в год. И что в шкафу у нас есть и другие вещи.

И нет, я вас не призываю ходить в одной футболке всю жизнь. А намекаю, что существенно сократить углеродный след можно просто купив футболку локального производителя.

Углеродный след — это совокупность всех выбросов парниковых газов, которые произведены прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом.

Ещё про хлопок (и воду)

Сложно поверить в нехватку воды, когда она нам доступна в любое время дня и ночи. Тем не менее более 2 млрд человек живут в странах, испытывающих нехватку питьевой воды.
На производство одежды каждый год расходуется порядка 93 млрд кубометров воды, что составляет около 4% от мирового потребления этого ресурса.

Одна из самых требовательных в этом смысле культур – хлопок, который мы все так любим за натуральность.

Для выращивания хлопка требуется очень много воды.

Пожалуй, самой яркой иллюстрацией служит история Аральского моря, водоёма, за полвека практически исчезнувшего из-за забора воды для орошения хлопковых ферм в Узбекистане.

Озеро с рыбами превратилось в пустыню с верблюдами.

Это полностью изменило местную экосистему. Например, из-за сильных ветров тут теперь невозможно выращивать овощи.

Проблемы с водой возникают не только из-за выращивания хлопка.

Есть печальная шутка: узнать о том, какой цвет будет в моде в следующем сезоне, можно по цвету воды в китайских реках. Например, река в китайском городе Синтане, который называют джинсовой столицей мира традиционно окрашена в синий цвет.

Хлопок и пестициды

По данным Environment Justice Foundation, с 1980-х годов мировое потребление хлопка резко возросло – почти в два раза за последние 30 лет.

Сегодня производится более 25 млн тонн в год. При этом для выращивания хлопка используется 16% всех инсектицидов, применяемых в сельском хозяйстве, – больше, чем для любой другой культуры. На один гектар хлопкового поля уходит почти килограмм пестицидов.

Пестициды попадают в почву и загрязняют реки в странах по всему миру, угрожая мировому запасу пресной воды.

А тем временем, 85% людей шарахаются от искусственных волокон в составе одежды как от огня…