авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Долгое время окрашивать ткань в белое было очень трудно, и у многих народов бытовало мнение, что ткань, плохо впитывающую краситель или быстро выцветающую от воды, от солнца, от стирки либо просто от времени, лучше оставлять в природном цвете, чем пытаться окрасить в белое.
В любом случае, средств для такого окрашивания было немного, причём они не давали настоящей белизны, а только различные варианты почти белого: серовато-бежевый, желтовато-белый, светло-бежевый.
С шерстью поступали так:
вместо окрашивания её раскладывали на траве и отбеливали с помощью утренней росы и солнечного света. Но для этого требовалось очень много времени и очень много места, а зимой такое отбеливание вообще было невозможно.
Вдобавок белый цвет, полученный при такой обработке ткани, по сути, нельзя было назвать белым: он был нестойкий, и в скором времени становился тусклым и грязноватым.
В Древней Греции даже было два белых цвета: один чистый, ровный сияющий (leukos); другой – тусклый, грязноватый, почти серый (polios peras, tholeros). Первый излучает мудрость и достоинство; второй наводит мысли о скверне, о болезни и даже о смерти.
Поэтому в реальной Античности редко можно увидеть людей в белых, как снег, одеждах, которых мы так часто видим на картинках и в фильмах.
Добавлю ещё, что применение в качестве красителей растений (из семейства мыльнянок), стирка в воде с золой или даже глиной, смешанной с минералами, придаёт белым тканям синеватые, зеленоватые или сероватые отсветы и приглушают их сияющую белизну. Поэтому шерсть и лён часто даже не пытались окрасить в белый, а использовали в природном цвете.
А лён? Лён – одно из древнейших в мире культурных растений.
Специалисты по сельскому хозяйству (Колумелла и Палладий) рассказывают, что лён в Римской империи, как правило, использовали без окрашивания, в изначальном цвете: это богатейшая гамма тонов, от цвета яичной скорлупы до коричневого или светло-серого, включая все оттенки бежевого.
Если же ткань всё же нужно было отбелить, римляне вымачивали её в молоке либо обесцвечивали водой, насыщенной кислородом (росой), щавелевой солью или веществом, которое содержится в водорослях и некоторых морских растениях.
Иногда лен, как и шерсть, просто отбеливали мелом, разведённым в воде.
Стоит ли говорить, что такой белый был весьма нестойкий и процедуру нужно повторять каждый раз, когда одеяние должно быть белоснежным.
На фото один набор столового белья FluffyAnn выполнен из «окрашенного» льняного волокна, а другой имеет свой природный цвет. Теперь вы без труда сможете догадаться какой где!
Зародившись в Северной Индии в начале VI века нашей эры, игра в шахматы распространилась в двух направлениях – в сторону Персии и в сторону Китая.
На рубеже первого и второго тысячелетия шахматы проникли в Европу. Но перед тем, как утвердиться в христианском миру, игра претерпела некоторые изменения.
В изначальном, индийском вариант, так же как и в более позднем арабо-мусульманском (а на Востоке и по сей день), на доске сражались чёрные и красные.
В Азии именно эти два цвета с глубокой древности составляли традиционную пару антагонистов. Но в христианской Европе антагонизм красного и чёрного, так хорошо понимаемый в Индии и странах Ислама, не значил ничего.
И вот в XI веке, чтобы шахматы могли вписаться в систему западных ценностей, у одной из сражающихся сторон поменяли цвет: теперь на доске против красных выступали не чёрные, а белые.
В феодальную эпоху, в светской культуре, как и в мире символов, антагонизм белого и красного имел более глубокий смысл, чем борьба белого и чёрного. Более трёх столетий на европейских шахматных досках против красных фигур стояли белые: и клеточки на поле тоже часто были окрашены в эти цвета.
Однако в конце XIV веке происходит новый поворот: сначала клеточки, а потом фигуры из белых и красных постепенно становятся белыми и чёрными.
Окончательно утвердившись к XVI веку, эта тенденция сохранилась в Европе по сей день.
Тем временем было изобретено книгопечатание, и пара белый/чёрный во всех областях жизни превратилась в самую впечатляющую пару антагонистов, какую только можно представить. Эта новая ситуация, оказавшая (и продолжающая оказывать) большое влияние на общество и на восприятие людей, не могла не отразиться также и на шахматах.
Когда-то белая рубашка считалась исключительно нижним бельём.
В Средние века рубаха была длинной туникой без ворота из белой или неокрашенной ткани, которая надевалась под одежду.
Если человека видели в одной рубахе, это был большой стыд, больший, чем если бы его увидели нагишом. Отсюда и всевозможные позорные наказания, когда человека за ту или иную провинность выставляли напоказ, водили или таскали по улицам, вешали или обезглавливали «в исподнем». Появление на людях в одной рубахе было своего рода социальной наготой, последней степенью унижения, в то время как полная нагота лишь означала природное состояние человека: вот он, такой, какими всех нас создал Господь.
В самой по себе наготе не заключалось ничего непристойного или преступного, такими могли быть лишь действия, которые её сопровождал.
В Новое время в наиболее обеспеченных слоях общества статус мужской рубашки повышается, её начинают выставлять напоказ, иногда целиком, чаще отдельные части – горловину, манжеты, рукава, грудь, талию, все те места, где она становится длиннее или обрастает новыми деталями. Такая рубашка – признак аристократизма, но, чтобы полностью соответствовать этой роли, ей надо сиять белизной (для этого при необходимости используется своего рода косметика – мел, тальк, магнезия). Вдобавок рубашка отделывается лентами, её ткань – лён, шёлк или хлопок – покрывается вышивкой, к ней добавляют затейливые украшения, всевозможные варианты жабо или фрезы. Воротник становится съёмным – теперь рубашку приходится стирать не так часто, – и его безупречная белизна указывает на принадлежность хозяина к привилегированному классу.
Вот в какое далекое уходит своими корнями распространённое определение «белые воротнички».
Бумага впервые появилась в Китае вначале нашей эры (или несколько ранее); в Западную Европу её завезли арабы.
Согласно имеющимся данным, к середине XV века бумага используется по всей Европе. В городах, особенно в тех, где проводятся ярмарки, появляется множество бумажных фабрик: постепенно Западная Европа перестает быть импортёром бумаги и становится её экспортером.
А я вам отвечу:
На сырьё для её изготовления (тряпьё) идут лоскуты пеньковых либо льняных тканей, особенно тех, из которых кроят рубахи. В те времена рубаха – единственная разновидность нижнего белья, с XIII века её носят и мужчины, и женщины. Текстильная промышленность производит рубахи в огромном количестве; когда они приходят в негодность, то становятся сырьём для бумажных фабрик.
*от англ. устойчивость — это модель использования ресурсов и взаимодействия человека и природы.
С конца XVIII века белый цвет, который с незапамятных времён был символом чистоты, становится также символом опрятности, а затем и здоровья.
В чём это выражается?
Прежде всего в том, что изменился цвет домашнего текстиля: скатерти и салфетки, бельё, постельные принадлежности, то есть ткани, которые прикасаются к телу или находятся рядом с ним, становятся заметно белее.
Впервые в истории мужчины, женщины и дети высшего и даже среднего класса могут носить рубашки и нижнее бельё, спать на простынях не коричневато-белого, желтовато-белого или серовато-белого, а просто белого цвета.
Разумеется, такой сдвиг не мог произойти в течение жизни одного-двух поколений.
Эта эволюция стала возможной благодаря двум научным открытиям.
В 1774 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле провёл эксперименты с хлором и описал его свойства. (Позднее, в 1809 году, британец Хамфри Дэви сумеет выделить хлор и даст ему название, исходя из его бледно-зеленого цвета, по-древнегречески chloros).
Тем временем в 1775-1777 годах французский учёный Клод-Луи Бертолле, зная об отбеливающей способности хлора, изобрёл первое эффективное средство для отбеливания полотна – жавелевую воду.
Изобретение жавелевой воды стало огромным шагом вперёд. Как мы уже знаем из начала статьи , чтобы отбелить ткани, надо было раскладывать их на лугу, чтобы они пропитались утренней росой и прочими премудростями.
Но было известно ещё отбеливание с помощью серы, но этот процесс был мало изучен, и после такой обработки качество льна и даже пеньки сильно снижалось, а шерсть и шёлк можно было выбрасывать. Неудивительно: ведь ткань целый день вымачивалась в чане с разведённой серной кислотой; если кислоты было слишком мало, отбеливание не удавалось; если слишком много, она разъедала ткань.
Жавелевая вода решила все эти проблемы: хлопковые и льняные ткани становились не условно, а по-настоящему белыми.
Прогресс в химии затронул и такую область, как производство мыла и других средств для стирки: они стали дешевле и продавать их стало удобнее.
Рецепт изготовления мыла со времен Античности был примерно один и тот же: древесную золу смешивали с животным или растительным жиром, затем добавляли поташ и соду. Но благодаря недавним достижениям химии в омылении жиров и уменьшению стоимости этих последних стало возможным перевести процесс изготовления мыла на промышленную основу.
Теперь оно разделяется на три группы:
мыло для стирки белья, мыло для обезжиривания тканей и мыло для личной гигиены.
Конечно, все эти средства существовали и раньше, но в XIX веке их потребление стало обычным делом. В дальнейшем в мыло начали добавлять ароматизаторы, красители и ещё различные вещества, чтобы оно было не таким шершавым и не так высушивало кожу.
Изменился и сам процесс стирки.
Раньше стирали древесной золой с различными добавками для обезжиривания (мелом, глиной, позже содой), в холодной речной воде, иногда в лоханях или деревянных ушатах.
Долгое время эту процедуру проводили всего два раза в год (весной и осенью) – настолько она была долгой и изнурительной.
Помимо собственно стирки, предусматривались ещё сортировка белья, замачивание, отбивание вальком, полоскание, ручной отжим, сушка на открытом воздухе и штопка перед складыванием.
У людей побогаче практиковалась стирка в горячей воде, но вплоть до XVIII столетия это бывало крайне редко.
Река не только предоставляла воду: мостки для стирки были ещё и местом общения, туда чаще приходили прополоскать бельё, чем стирать, а ещё чтобы обменяться новостями и откровенными признаниями или посплетничать.
В XIX веке вошло в обычай стирать мылом, а в 1880-1890-х годах появились первые механические стиральные машины. Но прежде, чем в продажу поступят первые электрические стиралки, пройдет ещё пятьдесят с лишним лет. Тем временем начнётся массовое производство синтетических стиральных порошков. Их появление на рынке будет сопровождаться беспрецедентной по объёму рекламной кампанией во всех средствах массовой информации – в газетах, журналах, по радио, а позже и по телевидению. И каждая фирма-производитель будет утверждать, что именно её порошок сделает ваше бельё действительно белоснежным.
Время идёт, ничего не меняется.
Все эти новинки произвели переворот в жизни миллионов женщин и способствовали тому, что бельё, ткани и различные предметы одежды белого цвета стали неотъемлемой и привычной частью повседневного обихода.
Если вы хотите прочитать ещё больше лайфхаков по стирке прошлого, то статья в журнале FluffyAnn «Большая стирка» к вашим услугам.
Одновременно со всем вышесказанным повысился и уровень личной гигиены.
Опрятность стала не только моральной, но и социальной ценностью, показателем культурности, то есть приличного и достойного поведения.
Повсюду открывались общественные бани, преемницы римских терм и средневековых купален: их число начало сокращаться только в 1960-х годах.
C XVIII века – это был важнейший период в истории личной гигиены в Европе – в некоторых домах и квартирах появились специальные туалетные комнаты. Во второй половине следующего столетия их становится больше: сначала наиболее обеспеченные жители больших городов, а затем и всё большее число представителей среднего класса желают обзавестись собственной «залой для купания».
Вначале мебель, аксессуары и сосуды для этих «зал» делались из дерева и камня, затем из металла, позднее его сменила керамика, и наконец настала очередь фарфора, настоящего или искусственного. В итоге белый стал цветом всех помещений, предназначенных для личной гигиены, в том числе и тех мест, которые мы называем туалетами.
Тканые изделия, которые прикасались к телу для того, чтобы удалить грязь и влагу либо защитить от них, тоже сменили цвет: из серовато-бежевого, желтовато-бежевого и серовато-жёлтого они стали белыми.
Позднее, уже в ХХ веке, ставший обязательным белый будут перемешивать пастельными тонами либо разбавлять полосками и прочими вкраплениями. Но белый всё же остался преобладающим цветом — не только для стен, мебели, тканей и аксессуаров, но и для продуктов по уходу за телом.
Кстати, такое предпочтение, оказанное белому перед остальными цветами в сфере гигиены, не имеет никаких научных обоснований ни в химии, ни в физике, ни тем более в психологии. Зато у него есть другие обоснования – символические и идеологические, которые восходят к первым опытам окрашивания материалов.
Раньше невеста надевала в этот торжественный день своё лучшее платье, какого бы цвета оно ни было. При необходимости она шила или заказывала новое, в деревне, как правило, красного цвета, в городе (по крайней мере, в кругах буржуазии) – чёрного. Что же касается аристократок, то они шли под венец в бальном наряде.
В дальнейшем масштабные перемены в обществе, эволюция нравов, изобретение механического ткацкого станка, а затем и появление первых швейных машин существенно изменили обычаи и социальные коды.
И сложилось мнение, что молодой женщине, по крайней мере если она из приличного общества, подобает выходить замуж в белом.
Согласно легенде, в которую верят до сих пор, мода на белое свадебное платье родилась 10 февраля 1840 года, в день бракосочетания Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, и принца Альберта Сакс-Кобургского; но есть основания полагать, что эта традиция появилась раньше и была отмечена сначала во Франции и Италии, двух католических странах, и только потом пересекла Ла-Манш. В континентальной Европе ещё в 1830-х годах выходили замуж в белом. На свадьбе Виктории и Альберта имела место другая новинка — невеста появилась в белой фате, тогда как раньше новобрачная надевала фату только после завершения церемонии.
Независимо от того, ведёт ли белое платье невесты своё происхождение от королевской свадьбы, обычай этот постепенно распространился на всё общество в целом, начиная с богатых горожан, а на рубеже XIX-XХ веков дошёл и до сельской местности.
Для молодых женщин выйти замуж в белом значило заявить о своём безупречном поведении: белое платье воспринималось как награда, и в моральном плане, и в плане общественного статуса, для той, что пошла под венец девственницей. Иногда награда оказывалась незаслуженной, а мораль попранной, однако внешние приличия были соблюдены. При Старом режиме девственность новобрачной не надо было подчёркивать каким-то особым атрибутом: это было нечто само собой разумеющееся. Альтернатива неизбежно означала бы громкий скандал и повод к расторжению брака. Но в дальнейшем, в 1830-х годах, после политических революций, масштабных социальных сдвигов и либерализации нравов это было уже не так очевидно. Отныне девственность невесты нуждалась в подтверждении, в эмблеме, и белое платье подходило для этого как нельзя лучше.
С тех пор моральные нормы и социальные коды подверглись коренному пересмотру, но традиция выходить замуж в белом сохранилась и после Второй мировой войны. Более того, платье невесты с его девственной белизной породило моду на белые платья для юных девушек не только на свадьбу, но и на все случаи жизни.
Например, в католических странах девочки в белом платье идут к первому причастию; в светском обществе дебютантки в белоснежном наряде выезжают на первый бал.
Рекомендуем также нашу видеолекцию «100 лет свадебной моды«
Корзина пуста.