авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Всего пару веков назад произошла промышленная революция, в результате которой мы перешли от ручного труда к машинному производству.
В первой половине XIX века была запатентована первая в мире швейная машина, что поспособствовало увеличению количества производимой одежды и падению цен на нее. Если раньше одежду шили на заказ, с появлением фабрик ее стали изготавливать оптом, одну модель в нескольких размерах. Правда, в те времена позволить себе вещи фабричного производства могли позволить только люди из среднего класса. Более бедное население продолжало шить одежду самостоятельно.
На тот момент фабричные вещи ассоциировались с высоким качеством.
Ситуация начала меняться в середине XX века, когда среди молодежи стал расти спрос на дешевую одежду. Это был своего рода протест против традиционных ценностей. Это привело к тому, что уже с 1970-х в развивающихся странах стали открываться огромные текстильные фабрики, предлагавшие производителям одежды сэкономить миллионы на переносе производства к ним. Так была подготовлена почва, на которой в конце 1980-х — начале 2000-х расцвела быстрая мода.
Но в обычной жизни я не могу себе представить большого количества желающих одеться в розовый с ног до головы. Для адаптации таких ярких трендов мы должны держать курс на уменьшение.
Достаточно выбрать всего один акцентный предмет гардероба и комбинировать его с одеждой базовых цветов или вовсе применить только в аксессуарах.
Быстрая мода (fast fashion, фаст-фэшн) — это бизнес-модель, которую используют масс-маркет-бренды. Они копируют изделия, воспроизводят модные тенденции брендов более высокого сегмента и предлагают потребителям собственные коллекции по низким ценам, обновляя ассортимент несколько раз в сезон. Так, например, пионер быстрой моды испанский бренд Zara, выпускает 24 новые коллекции в год — по сути, каждые две недели.
На первый взгляд быстрая мода кажется вполне безобидным явлением. Благодаря ей мы можем покупать недорогие вещи — что в этом плохого?
Тренды скоротечны, а качество изделий у фаст-фешн-брендов такое, что новая вещь быстро оказывается в мусорном ведре. Именно поэтому быструю моду часто называют одноразовой. И дело не только в часто меняющихся трендах и некачественном товаре. Быстрая мода становиться причиной перепотребления и экологических проблем.
Ежегодно в мире производится порядка 400 млрд квадратных метров текстиля — достаточно, чтобы покрыть, например, Великобританию двойным слоем.
Главный принцип фаст-фешн — создавать как можно больше дешевых вещей. Стремясь удовлетворить потребности покупателей в новизне, модные бренды производят намного больше товаров, чем способны продать.
Каждый год в мире производится порядка 150 млрд предметов гардероба. Из них минимум 10%, то есть около 15 млрд новых вещей, остаются нераспроданными и в итоге отправляются на свалки или сжигаются.
Да, вы все правильно поняли. Абсолютно новые вещи, на производство которых потрачены ресурсы, отправляются на мусорный полигон или в печь.
Мода, живущая тиражом, от него же и умирает.
Потогонные производства (sweatshop, от англ. Sweat — пот), когда на фабриках трудятся в ненадлежащих условиях за мизерную плату.
Если верить “Википедии”, первые потогонные мастерские появились между 1830-1850 годами. Чарльз Кингсли, английский писатель, проповедник и реформатор, использовал этот термин в своей работе 1850 года, описывая положение дел в лондонских мастерских.
“Быстрая мода” привела к тому, что человеческий труд обесценился. Швейные производства фаст-фешн расположены преимущественно в развивающихся регионах мира вроде Бангладеш, Индонезии и Камбоджи, где миллионы людей живут в бедности. Модные бренды, желая снизить стоимость своих изделий, выбирают для производства как раз такие страны. Они заключают договор с фабриками, которые выплачивают сотрудникам минимальную заработную плату и экономят на всем, включая безопасность труда.
Чем более выгодные условия предложит фабрика, тем выше шансы заключить многомиллионные контракты. Думаю, вы догадываетесь, что приоритетными требованиями заказчиков становятся высокая скорость изготовления и низкая стоимость готового продукта.
Согласно отчету Oxfam, только 4% от цены предмета одежды возвращается работникам фабрик.
Низкая зарплата и сверхурочный труд — далеко не все, чем славится потогонное производство. Права работников нарушают и другими способами. Например, им запрещают покидать рабочие места в течение смены, тем самым ограничивая использование туалетов. Помещения, в которых люди проводят большую часть суток, часто не оборудованы кондиционерами…
Термин “Медленная мода” (slow fashion, слоу-фешн) в 2007 году предложила Кейт Флетчер, исследователь и консультант в области устойчивой моды. Правда, до нее словосочетание “slow fashion” уже появлялось в разных блогах, но именно Флетчер официально ввела его в словарь модной индустрии.
В отличие от быстрой моды, медленная мода — не временный тренд, а устойчивое движение. Медленная мода выступает за сокращение количества трендов и коллекций, производство качественных вещей и возвращение одежде большей ценности.
Быстрая мода выигрывает у медленной только в цене. Хотя, это как посмотреть. Главная идея медленной моды в том, что качество важнее количества. То есть мы покупаем более долговечные вещи. Один качественных предмет гардероба, созданный в соответствии с принципами медленной моды, переживет пять дешевых некачественных, от которых вы, скорее всего, очень быстро избавитесь. Так что речь идет о перераспределении доходов. Покупая качественное, вы делаете долгосрочное вложение. Медленная мода — история про эмоции и удовольствие. Она помогает нам выразить нашу индивидуальность через вещи, которые мы носим. Медленная мода — про уважение к себе, окружающему миру, баланс и устойчивость.
Производство по запросу — один из краеугольных камней, на которых базируется будущее моды. Бренды должны снижать темпы производства и переходить к устойчивости бизнес-модели, выпускать меньше коллекций и создавать качественные вещи. Тут вы можете возразить, мол, это не выгодно. Но я вам скажу, что невыгодно иметь склад нераспроданной одежды на 4 млрд долларов и уничтожать новые товары.
Корзина пуста.