авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Благодаря историкам, мы знаем, что единственной одеждой первобытного человека была набедренная повязка. В те далёкие времена попросту не существовало норм приличия и особых требований к внешнему виду. Однако, такие агрессивные погодные условия, как ветер, дождь и мороз заставили первых людей придумать инструмент для защиты своего тела от внешних факторов.
Как известно, первый человек создавал одежду из подручных средств – звериных шкур, и скреплял края материй с помощью жил и узких кожаных полосок, пробивая в ткани отверстия для их пропуска и соединения. Из-за разницы в росте и строении тела, каждому из людей требовалось индивидуальное создание такого наряда. Так как в роли «швей» выступали в основном женщины, мужчины облегчали им работу и заранее протыкали шкуры острой костью или заострённым камнем. Такое нелёгкое производство одежды длилось долгое время, пока кто-то не заметил, что шило с зазубриной у острого конца позволяет создавать одежду намного быстрее. Таким образом, был изобретён первый крючок.
Изначально крючок создавали из бронзы, а через некоторое время стали делать его из стали. С его помощью женщины смогли не только удобно прокалывать кожу, но и цеплять зазубриной соединительный материал и протаскивать его насквозь. Соединённые таким образом края одежды лучше скреплялись друг с другом и, тем самым, делали наряд более качественным.
Спустя некоторое время человек стал использовать в качестве материала для одежды не шкуры и кожу, а текстильные полотна изо льна, хлопка, шерсти и шёлка. И, конечно, такой соединительный материал, как жилы, больше не подходил для изготовления одежды: люди стали скреплять края изделий тонкими нитками, из которых и создавали первую ткань. Крючок тоже оказался непригодным, он был слишком толстым и грубым, а новый способ изготовления одежды предполагал более тонкий и совершенный инструмент. Человек нуждался в приспособлении, которое не испортило бы нежной ткани и, вместе с тем, надёжно скрепило бы все швы будущего наряда.
Её изготавливали из рыбной кости, и, только потом – из бронзы и стали, но конструкцию иголки не меняли.
Она представляла собой тонкий стержень с отверстием для нити (ушком) на одном конце, и заострением – на другом.
Иголкой прокалывали несколько слоёв ткани, пропуская нитку с одной стороны ткани на другую. Для того, чтобы сформировать стежок, иглу разворачивали и прокалывали ткань в соседней точке, соединяя её. Таким образом, образовывалась ниточная строчка из стежков, которая соединяла края ткани.
Такая схема шитья предполагала сложные движения, которые человек мог произвести вручную, но, увы, не был способен механизировать.
Впоследствии, иголку с ниткой применяли не только для шитья, но и для украшения одежды. С их помощью создавали вышивку и красивую отделку на ткани. Именно тогда крючок и получил второе рождение, вернувшись в обиход человека как инструмент для шитья. Его использовали для выполнения двух новых видов строчек.
В первом случае использовали сразу две нити – лицевую и изнаночную. Принцип действия был достаточно прост: ткань прокалывали крючком с лицевой стороны, захватывали изнаночную нить и вытаскивали её петлёй наверх. Лицевая нитка вручную вводилась в петлю и вытягивалась изнаночной нитью вниз. Техника позволяла создать ровный, одинаковый с двух сторон шов, и, впоследствии, такой стежок получил называние «челночный».
Конечно, слово «челночный» не совсем точно объясняет особенности данного стежка, так как вид строчки чаще всего ошибочно связывают с механизмом для её получения. Это не совсем правильно. В английском языке используют более подходящее название – «замкнутый» стежок, который фиксирует игольной ниткой вторую нитку и образовывает надёжное переплетение. Шов получается настолько прочным, что не распустится, даже если потянуть за нитку с разных концов, или если, например, она нечаянно порвётся в середине строчки. Однако, челночный стежок был далеко не единственным способом скрепления ткани.
В 17 веке европейцы открыли для себя однониточный цепной стежок, который индусы применяли для вышивания. Цепная строчка представляла собой технику, при которой нитка стежка вводилась в петлю предыдущего. Таким образом, на одной стороне ткани образовывалась строчка из петелек, а с другой – прямая линия из стежков. Последовательность петелек напоминала цепочку, отсюда и пошло название стежка. Однако, стоило потянуть за нитку с одного конца строчки или нечаянно повредить середину шва, нить рвалась и распускалась.
Но останавливаться на достигнутом европейцы не собирались: они стали развивать иностранный опыт и придумали новые методики шитья. Ощутимых результатов смогли добиться французы, именно поэтому многие современные швейные и вышивальные термины происходят из французского языка.
Так, один из вышивальных стежков носит название «тамбурный» от французского слова «тамбурин» — барабан. Для его создания ткань плотно натягивали и зажимали между двумя деревянными или металлическими кольцами (пяльцами), где одно кольцо входило в другое. Из-за сильного натяжения ткань напомнила людям поверхность барабана и стала поводом для названия техники шитья. Позже, крючок, который использовали для создания тамбурной строчки, стали называть тамбурной иглой.
Стоит отметить, что для создания цепной строчки, крючок оказался более удобным приспособлением, нежели игла. Он смещался на всю длину стежка, прокалывал ткань, захватывал и выводил нитку на лицевую сторону и не требовал постоянного поворота. Именно благодаря простоте этой методики, человечество на шаг приблизилось к созданию швейной машинки и механизма, выполняющего машинную строчку.
Люди стремились не просто автоматизировать процесс шитья, но и упростить движение самой иголки. Первой усовершенствованной иголкой, создание которой увенчалось успехом, стало творение немецкого изобретателя Чарльза Фредерика Визенталя.
Проживая в Лондоне, он сумел получить Патент Великобритании NQ701 на швейную иглу с двумя заострёнными концами. Интересно, что игольное ушко Визенталь расположил прямо у одного из заострённых концов иголки. Изобретение позволило вышивать ткань, заправленную в пяльцы, и при этом не переворачивать каждый раз иголку!
Шитьё происходило так: иголкой прокалывали ткань, смещали её на длину стежка, а вторым концом иглы делали отверстие с изнанки. Движение изобретённой иголки чем-то напоминало траекторию пути тамбурной иглы.
Вклад Визенталя оказался бесценным вложением в будущее создание швейной машинки, ведь Чарльз стал первым, кто догадался расположить игольное ушко так близко к её концу. Тем не менее, изобретатель так и не смог довести начатое до конца. Он не заметил, пожалуй, самого главного достоинства своего творения – возможность механизировать процесс шитья. К слову, вполне возможно, что изобретение Визенталя не имело никакого коммерческого значения при его жизни. По крайней мере, нет ни единого свидетельства, которое подтвердило бы обратное. Тем не менее, его иглу неоднократно использовали в 19 веке, во время изобретения машины, имитирующей ручную строчку.
Также, ходили слухи о том, что в 18 веке в Голландии была создана огромная машина для сшивания парусов, принцип работы которой был строго засекречен. Однако, правдивость слухов так и не подтвердилась: ни документов, ни рисунков изобретения обнаружено не было. В реальное существование машины вообще вериться с трудом, не говоря уже о сомнительных рабочих свойствах такого огромного механизма.
К слову, даже гениальный Леонардо Да Винчи попытался вникнуть в технологию машины будущего, которая способна изготавливать и обрабатывать текстильные материалы, делал зарисовки и записи и подготавливал макеты возможного изобретения. Однако, учёному так не удалось оставить после себя существенных разработок, которые смогли бы подтолкнуть человека к созданию швейной машинки.
Тем не менее, вопрос, почему швейная машина не была изобретена раньше, всё ещё остаётся открытым. Ведь машины для изготовления и обработки текстиля придумали и успешно эксплуатировали намного раньше, чем швейные машины. Например, ручные ткацкие станки историки относят аж к пятому тысячелетию до нашей эры, а в 16-18 веках были изобретены механические станки. Реальная эксплуатация швейной машины в быту началась только во второй половине 19 века. При чем, долгое время люди считали ее создание вообще невозможным!
Промедления были связаны со сложным механизмом швейных машин. Ведь движения рабочих органов механических станков по изготовлению нитей, текстиля и трикотажа принципиально не отличаются от ручных устройств. Все попытки человека механизировать ручные стежки так и не увенчались успехом из-за сложности рабочих органов и ненадежности процесса. Прогресс наступил только после изобретения устройства для машинных стежков и строчек. Именно тогда удалось создать машину, которая стала успешно осуществлять задуманное человеком дело.
Корзина пуста.