авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Попытки создать швейную машинку предпринимались с давних пор и не единожды, но лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Хоу удалось сконструировать первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту.
И хотя патент на изобретение был приобретён в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера.
Айзек, или Исаак Мерит Зингер, родился в 1811 году в США, в многодетной семье то ли еврейских, то ли венгерских эмигрантов из Германии. В энциклопедии о нём сказано ёмко, но скупо: «Внёс существенный вклад в усовершенствование конструкции швейной машины и основал компанию «Зингер».
Зингер не изобретал швейную машинку. Она была известна давно. Интересно, что толчком к её созданию и развитию послужила эра географических открытий и образования колоний. Для перевозки колониальных товаров использовали парусники, и гонка за прибылью требовала наращивать флот. Парусникам требовалось изготавливать новые и ремонтировать старые паруса, ручная работа не поспевала за спросом.
Первые машинки выполняли своё предназначение, но ломались.
В какой-то момент Зингер осел в качестве механика в мастерской по ремонту машин Элиаса Хоу. Сталкиваясь с одними и теми же поломками, он выходил из себя и как-то в сердцах сказал хозяину, что сам сделал бы машину получше! «Если ты сможешь соорудить действительно практичную штуку, то за год заработаешь больше, чем за всю жизнь, продавая свои прежние изобретения», – вяло отозвался хозяин, но это был весьма важный бизнес-урок.
Исаак Зингер взял в долг 40$, заперся на одиннадцать дней – так гласит легенда – и к истечению срока представил своё детище.
Первая попытка не удалась, и рабочие, уставшие после напряжённой работы, разошлись по домам, решив, что всё закончилось неудачей. «Я продолжал пробовать машину, мой помощник Зибер держал лампу, но в нервном состоянии, после нашей бесконечной работы и треволнений я не смог получить нормальную строчку. Убитый горем, около двенадцати ночи мы с Зибером пошли в гостиницу, где жили. По дороге мы присели на штабеле досок и Зибер меня спросил, не заметил ли я, что слабые петли образовывались на лицевой стороне ткани. В это мгновение меня осенила мысль, что я просто забыл отрегулировать натяжение верхней нити, и мы вернулись в мастерскую. Я отрегулировал натяжение нити и прошил пять безупречных строчек. Совершенство этих строчек меня полностью удовлетворило, мы вернулись в гостиницу и крепко уснули».
Он не изобретал машинку, но значительно её доработал: добавил удобный стол, позволяющий контролировать процесс, ввел в швейную головку прижимную лапку, какой мы её знаем, добавил привод с качающейся педалью, освобождающий обе руки. Теперь шов мог быть неограниченной длины и не обязательно прямым. Новая швейная машинка совершала 900 швов в минуту. Все последующие модели когда-либо и кем-либо разработанные, основаны именно на этих изобретениях Зингера.
Но мало изобрести, надо было ещё и запатентовать. В США патент позволил бы надежно защитить изобретение.
12 августа изобретатель получил патент — и ещё один урок: первым, кто возмутился и попытался оспорить право изобретения, стал владелец мастерской Элиас Хоу! Он посчитал, что идея украдена у него, и подал заявление в суд. Зингеру пришлось урегулировать дело, заплатив отступные.
В 1851 году в Нью-Йорке было учреждено товарищество «И.М.Зингер и К0», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.
Зингер был не просто конструктор, но и предприниматель, поэтому он сразу же захотел получить прибыль от своего творения. Первый же собранный прибор он выставил на продажу, назначив цену в $100. На 100$ в США в 1825 году можно было купить 6 коров.
Начинающий бизнесмен просчитался — для домохозяек это была слишком высокая цена, а производители вообще не заинтересовались его открытием. Для фабрик по-прежнему гораздо выгоднее было нанимать портних, которые шили вручную, чем закупать технику и обучать персонал ей пользоваться.
Продажи шли очень вяло, и стало ясно, что необходим партнер, который мог бы наладить производство и сбыт.
Зингеру повезло, что на его жизненном пути повстречался предприимчивый адвокат с деньгами, умница Уильям Кларк. Да, ему пришлось отдать долю в бизнесе, но дело было поставлено разумно и с максимальной выгодой. Win-win: выигрывая сам, дай выиграть и другому!
Кларк продумал и ввёл в процесс торговли экзотическую для той поры в США систему продаж в рассрочку. Конкуренты высмеивали, фыркали, крутили пальцем у виска, а он – делал! Это резко повысило привлекательность товара в глазах потребителей. Они теперь могли производить одежду с помощью швейной машинки и потихоньку выплачивать долг!
А Зингер учёл все обстоятельства и решил вложить все свои средства и знания в грамотное продвижение изобретения. Целевой аудиторией были женщины, поэтому работать нужно было в первую очередь на них. Если прибор понравится им, они смогут убедить мужчин купить себе швейную машину. Предприниматель распечатал рекламные буклеты, которые стал раздавать в храмах после службы и в театрах вместе с программками.
Основной посыл был объяснить женщинам, насколько домашняя швейная машина способна упростить им жизнь и убыстрить процесс создания новых нарядов.
Зингеру одному из первых пришла в голову идея приглашать демонстрировать товар на выставках и ярмарках не опытных мужчин-продавцов, как это было принято, а молодых красивых девушек, которые привлекали внимание и заманивали посетителей к стенду. С точки зрения маркетинга его ходы имели результат.
И, как настоящий инженер, Зингер продолжал дорабатывать своё изобретение. Во-первых, он усовершенствовал конструкцию, повысив её надежность. Во-вторых, он сделал так, что машину можно было починить в домашних условиях.
Для того времени это был революционный прорыв, так как обычно после поломки технику было принято выбрасывать или сдавать в ремонтную мастерскую, откуда её нужно было долго ждать, и стоило это недёшево. Со швейными машинками Зингера дела обстояли иначе — запчасти можно было заказать в магазине, а починить — самостоятельно дома, следуя инструкции.
Главной задачей Зингера стало появление швейной машинки в каждом доме. Для этого он делал рекламу товара с позиции престижности — каждая уважающая себя хозяйка должна шить не вручную, а использовать его технику.
Зингер впервые решил предложить свой товар не фабрикам и мастерским, а индивидуальным потребителям. Более того, он был убеждён, что самым заинтересованным его клиентом станут домохозяйки. Компания мудро относилась к психологии восприятия потребителем бренда и не скупилась на модификацию рекламы. В каждой новой стране, где предлагались машинки «Зингер» разных модификаций, фигурировала швея (или швец!) в национальной одежде. Связь с одеждой была бесхитростна и прямолинейна, но эффективно, как часы, приводила покупателей!
Ещё одной успешной идеей стало введение на первом построенном заводе поточного конвейера. Именно на предприятиях Зингера впервые стали использовать конвейерное производство, которое в дальнейшем использовал в своём производстве Генри Форд. Новые принципы работы привели к тому, что через семь лет цена за швейную машинку была снижена, и уже любая американская семья могла позволить себе эту покупку. Себестоимость машинки снизилась до $10. Чистая прибыль теперь составляла 530%!
Зингер стал одним из богатейших людей мира и перевернул индустрию швейного дела. К 1874 году половина всех произведённых швейных машинок в мире принадлежала бренду Singer. Через год Зингер умер, оставив, по разным данным, наследство от $13 до $22 млн своим 24 детям, рождённым от разных женщин, со многими из которых он даже не состоял в браке.
В 1896 году родилось русское акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года — «Компания Зингер в России»).
Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте. Поэтому решено было основать в России собственный механический завод.
Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г. общество приобрело участок земли и приступило к строительству, которое возглавил Вальтер Франк Диксон, ставший впоследствии директором предприятия.
В России швейные машины продавались в более чем 3000 фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей российской империи. В них покупатели могли приобрести машинку в рассрочку. Благодаря отличному качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».
Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А в ноябре 1918 года он был национализирован. После национализации основное производство было приостановлено.
Только в 1924 году с конвейера сошли первые советские машинки. А уже через год объём продукции вырос в 4 раза. Переломным для завода оказался 1928 год. До революции 75% деталей были импортными. С этого года подольская машинка стала полностью отечественной.
Корзина пуста.