авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
В СССР утюги маркировали номерами от 1 до 4, и различались по весу и таким образом предназначались для разных типов тканей. Данный утюг №4, является самым тяжёлым в этой линейке, и предназначен для плотной ткани.
Достоверно неизвестно, кто и когда изобрёл примитивные аналоги утюгов. Но мы можем с уверенностью сказать, что глажкой занимались почти во всех древних странах — Греции и Риме, Египте и Вавилоне, Китае и Индии. На заре времен для этого использовались тяжёлые булыжники округлой формы. Сначала люди искали подходящие камни, а затем начали самостоятельно обтёсывать грубую породу в мастерских. Работа была крайне непростой — вначале нужно было нагреть плоское основание под палящим солнцем, затем выложить на него одежду и потом пару часов двигать 10- или даже 20-килограммовый груз. Но, как мы знаем, красота требует жертв.
Первые подвижки произошли в Европе примерно в VI веке до нашей эры. Греки увидели, что раскалённое железо особым образом воздействует на ткань, придавая её волокнам желаемую форму. Они первыми начали гладить одежду раскалёнными металлическими стержнями. Чуть позже инструментам нашлось и другое применение — с их помощью плиссировали ткань, получая элегантные ниспадающие волны. Работа была уже не столь тяжелой, но по-прежнему опасной — одно неловкое движение грозило ожогами и более серьёзными травмами.
Римляне присвоили многие изобретения греков. Но технология наматывания одежды на горячие стержни показалась им несовершенной. Вместо этого они пользовались кузнечными инструментами. Чтобы выровнять складки, мастер укладывал ткань на наковальню, накрывал её предварительно прогретым листом металла и несколько раз ударял молотком.
Как это произошло со многими достижениями античности, способы глажки оставались почти неизменными в первое тысячелетие нашей эры. Ситуация слегка улучшилась только в X–XI веке. В Европе появились необычные приспособления — металлические миски и стаканы с утяжелённым дном, которые наполнялись горячей водой. А вот на востоке впервые прозвучало выражение «утук», которое произошло от древнетюркских слов «огонь» и «класть». Так называли металлические лопатки, которые нагревали в жаровне. Ими тщательно проглаживали одежду, разложенную на каменной подставке.
К сожалению, в обоих случаях металл быстро остывал. Глажка по-прежнему оставалась чрезвычайно утомительным процессом, требующим физической силы. Поэтому примерно в то же время было сделано очередное изобретение. Оно представляло собой сковороду, наполненную раскалёнными докрасна углями. Стоит ли говорить, что у него была масса недостатков? Достаточно было немного зазеваться, как по ткани начинали расползаться горелые пятна. А вылетающие искорки приходилось ловить руками, чтобы они не прожигали деликатную материю.
А вот на Руси очень долго использовалась альтернативная технология глажки, которая обходилась вовсе без высокой температуры. Одежду накручивали на длинный деревянный стержень — «качало». Чтобы избавиться от складок, её катали по ровной поверхности при помощи зубчатой планки — «рубеля». И пускай такой способ был не слишком эффективным — он выгодно отличался от европейской технологии простотой и безопасностью.
Забытая всеми, кроме этнографов, процедура работы рубелем и качалом отпечаталась в русском языке фразеологизмом «Не мытьем, так катаньем». Стирка была тяжёлым процессом и требовала от крестьянок выносливости. Даже если после мытья бельё не становилось идеально чистым, то хорошо прокатанная одежда выглядела свежей и опрятной. Так и возникло значение фразеологизма — добиваться цели, перепробовав множество способов.
Об изобретении первого утюга у нас также нет сведений. Но мы знаем, что он был очень далёк от современной бытовой техники. Начать следует с того, что устройство изготавливалось из литого чугуна и весило до 20 килограммов. Кроме того, внутри оно было полым — в него насыпали горящие угли. По бокам были проделаны отверстия — через них поступал воздух, который поддерживал горение. В целом первые утюги не слишком отличались от разогретых сковородок, разве что вероятность появления искр была меньше.
Примерно в XVII веке появились первые утюги без короба для углей. Они были меньше своих предшественников, но почти не отличались от них по весу. Литую металлическую подошву приходилось нагревать в печи. Чтобы не обжигать руки, деревянную ручку такого утюга снимали и откладывали в сторону. Самые тяжелые чугунные модели держали тепло около 8–10 минут, а более компактные железные — примерно 4–5 минут. Глажка по-прежнему оставалась занятием, доступным только для физически подготовленных бесстрашных людей. Но человечество уже было готово сделать следующий шаг.
В середине XIX века появились очень легкие утюги, которые весили всего пару килограммов. Их секрет заключался в том, что подошву разогревала встроенная горелка. Она питалась от небольшого керосинового бачка или от подключённого баллона с газом. Новое устройство должно было произвести революцию в быту, но этого ему не удалось. Первая причина очевидна — неаккуратное обращение с топливом приводило к пожарам и серьёзным травмам. А о второй мы расскажем более подробно.
Керосиновые и газовые утюги вышли из обращения потому, что был предложен более эффективный аналог. В 1882 году американский изобретатель Генри Сили заменил горелку двумя угольными стержнями, к которым подводился постоянный ток. Они формировали электрическую дугу высокого напряжения, нагревающую металлическую подошву. Да, конструкция была несовершенна. Да, она требовала больших энергозатрат и часто ломалась. Но её пример вдохновил многих инженеров на дальнейшее улучшение конструкции.
В конце XIX века несколько изобретателей предложили утюги с электрическими спиралями. Их техника сразу же пошла в серийное производство — впервые в истории человечества глажка стала действительно удобной и безопасной. Электрические утюги быстро вошли в моду — они вытеснили своих предков и запустили новый виток прогресса.
1920 году был создан первый гладильный прибор с биметаллическим термостатом. Он самостоятельно отключался при достижении требуемой температуры и включался при остывании. Модники вздохнули с облегчением — они начали забывать о прожжённых пятнах. В 1926 году появился паровой утюг со встроенным резервуаром для воды. А в 1934 году инженер из Чикаго добавил функцию разбрызгивания жидкости через сопло в носике.
В следующем десятилетии история вынуждена была остановиться и даже пойти вспять. Во время мировой войны вновь популярными стали угольные утюги. А в сельской местности Британии и США пользовались газовыми, керосиновыми и ацетиленовыми моделями.
К счастью, перерыв был достаточно коротким. Уже в 1960-х годах был сделан следующий шаг — на смену тяжёлым чугунным подошвам пришли облегчённые аналоги из титана и алюминия. В 1970-х годах появились композитные материалы — металлокерамика и стеклокерамика. В отличие от своих конкурентов, они дольше оставались гладкими и легче скользили по плотной ворсистой ткани.
После этого прогресс значительно ускорился. В последующие два десятилетия было сделано множество изобретений, включая:
После изобретения паровых утюгов инженеры быстро поняли, что от тяжелой подошвы можно вовсе отказаться. Совместного воздействия влаги и высокой температуры оказалось достаточно, чтобы распрямить ткань и избавиться от складок. Поэтому в 1940 году компания Jiffy Steamer начала производство стационарных отпаривателей. Первые модели были предназначены для выпрямления мятых фетровых шляп — знаменитых «федор».
В 1950 году Альфред Керхер, основатель компания Karcher, предложил ручной парогенератор с небольшим съёмным баком для воды. Его конструкция оказалась настолько простой и эффективной, что прибор выпускали с минимальными изменениями до начала 2000 годов. Изначально устройство предназначалось именно для очистки одежды. Но потребители быстро поняли, что оно подходит и для разглаживания ткани.
В конце 1980-х годов появились гибридные устройства, которые состояли из двух частей — лёгкого компактного утюга и массивного бойлера. Они соединялись длинным гибким шлангом, через который подавался пар с давлением до 6–10 бар. Изначально такие приборы были очень дорогими и массивными, поэтому их покупали только в прачечные, ателье и магазины одежды. Но уже в середине 1990-х появились первые бытовые парогенераторы, которые значительно повысили эффективность глажки.
Прогресс на этом не остановился. В наш быт постепенно входят профессиональные гладильные системы. Они представляют собой целый комплекс, состоящий из бойлера, утюга и доски. Их главное отличие — возможность подачи пара или воздуха через отверстия в рабочей поверхности. Благодаря этому вы можете быстро увлажнять и высушивать ткань, расправлять мелкие детали или прижимать материю вакуумом.
Значение определённых деталей в одежде непостоянно. А самые яркие из них появляются совершенно случайно. Классический пример — стрелки на брюках.
Мужчины, помните: погладить женщину куда проще, чем погладить брюки! Мы многофункциональны, как швейцарский нож, главное научиться правильно раскладывать.
Появление явного признака утюжки официально зафиксировано в конце XIX века. Да-да, с тех пор правильно говорить именно утюжить (утюгом), а не гладить. Гладим мы котёнка, а заглаживаем вину. Стрелки же заутюживаем, складки и швы разутюживаем, а простынь проутюживаем.
Но вернемся к истории. Потому что кому нужны эти факты, если они живут только в моей голове и книгах, которые помнят молодость прабабушки, правда?
Конец XIX века ознаменовался бурным подъёмом фабричного пошива одежды в Европе. Европейские швейные фабрики большую часть продукции экспортировали, и, чтобы уместить побольше товара на корабле, одежду сильно спрессовывали. После длительного морского путешествия брюки имели сильные складки-стрелки, разутюжить которые не удавалось ни одним из доступных способов.
Впрочем, покупателей такой дефект нисколько не смущал, а наоборот вошёл в моду. Ведь все же знали, что твои брюки из Европы.
Вывод:
Во-первых, любой косяк можно обратить в свою сторону. Было бы желание и капелька смекалки.
Во-вторых, можно и соврать, сказав «я так и планировал(а)» — нам даровали такую возможность, чтобы мы жили чуточку комфортнее. Но я ни к чему не призываю. Просто намекаю: никто не знает, какой дурацкий план у вас был с самого начала.
Корзина пуста.