авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Важную роль в становлении Эльзы как модельера сыграл самый известный тогда в Париже кутюрье — Поль Пуаре. Эльза восхищалась Полем и его ориентальными коллекциями — так они и подружились. Вдохновившись его примером, Скиап (так в дальнейшем её будет называть весь светский Париж) начала рисовать эскизы платьев и стучаться в двери всевозможных ателье в поисках любой работы.
Увы, но ей повсеместно отказывали в сотрудничестве, отвечая, что «лучше бы ей заняться разведением картофеля, чем пытаться делать платья».
Наглядное пособие, куда надо деть чужое мнение на ваш счёт…
Сюрреалистическая шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли появилась в зимней коллекции 1937-38, она создавала её вместе с художником Сальвадором Дали. Эту модель Скиапарелли придумала, взяв за основу реальные туфли, созданные для её коллекции обувщиком Андре Перуджа.
Молнию изобрели в начале XX века и сперва использовали для обуви и некоторых сумок. Но никто не мог представить, что такое функциональное и не слишком эстетичное изобретение может быть уместным и на вечерних платьях. А Эльза представила и воплотила.
Скиапарелли придумала не только купальник с открытой спиной и прозрачными бретелями, не мешающими загару, но и показала первый раздельный купальник телесного цвета.
Брюки в женском повседневном гардеробе в 1930-е годы всё ещё были абсолютным табу, но Эльза нашла компромиссное решение и создала брюки-юбку (по сути, сегодняшние кюлоты), в которых, по её мнению, можно было делать все что угодно.
Сегодня мы вспоминаем рисунок в виде газетных разворотов как фирменный приём Джона Гальяно, но на самом деле Скиап опередила моду и в этом почти на сто лет. Шляпы из коллекции Скиапарелли с узором в виде газетных рецензий на её же работы стали пиком авангардной моды. Идея использовать газеты в качестве узора пришла к ней во время поездки в Данию — на рыбном базаре Копенгагена Скиап вдохновилась продавщицами, которые прикрывали головы от палящего солнца газетами.
Shocking Pink Эльза придумала тогда же, когда запускала парфюм во флаконе в виде торса Мэй Уэст. В очередной раз рискнув, Скиап положила начало абсолютному тренду: кричащий оттенок перестали считать вульгарным и вызывающим, увидев в нём модный и смелый цвет авангарда.
Она говорила о “Шокирующем розовом” так: Цвета всех птиц и рыб в мире, цвет Китая и Перу, совсем не западный, шокирующий, чистый, интенсивный.
Её окружение полагало, что “Шокирующий розовый” никто не будет носить, что парижская богема будет в шоке и никогда не рискнет вырядиться в столь вызывающий цвет. Но в её коллекциях стали появляться платья, жакеты, шляпки, а также аксессуары и косметика цвета Shocking Pink.
До вторжения Скиапарелли в мир моды светские дамы соревновались в размере ювелирных драгоценных камней. Скиапарелли же демократизировала сферу ювелирного искусства — она создавала украшения буквально из всего, что «попадалось ей под руку». Так появились бусы из таблеток аспирина, колье с пластиковыми насекомыми и другие украшения из подручных материалов: стекла, фарфора, алюминия, цветных карандашей, перьев птиц, конфет и предметов канцелярии.
В 1935 году Эльза Скиапарелли полетела в СССР на международную выставку текстильной промышленности представлять Францию.
В своих мемуарах она с восторгом описывала архитектуру Кремля, казавшуюся ей экзотичной и самобытной, а также сухой хлеб с чёрной икрой, севрюгу и водку — весь её рацион за поездку.
В Москве Скиап, привыкшей изобретать платья для свободных женщин, предложили создать «универсальную» одежду для женщин, освобождённых коммунизмом.
С учётом всех идеологических установок, которые в СССР распространялись и на сферу моды, Эльза нарисовала скромное чёрное платье с высоким воротом, красное пальто на чёрной подкладке, застёгивающееся на большие простые пуговицы, и шерстяную вязаную шапочку с застёжкой-молнией и кармашком.
Пребывание Скиапарелли в СССР было одной из главных тем для западных газет и глянцевых изданий. Так, в журнале Vanity Fair в 1936 году на одном из разворотов появилась карикатура с изображением Сталина и Эльзы Скиапарелли, опубликованная под заголовком «Невозможное интервью».
В 1939 году, когда началась Вторая мировая война и немцы оккупировали Париж, Эльза не хотела покидать город и продолжала создавать одежду, работая над военной коллекцией «Плати наличными и уноси».
В неё вошли костюмы-двойки с широкими функциональными карманами, комбинезон цвета металлической посуды, в котором было бы удобно прятаться в подвале во время бомбардировок, и практичные платья.
Однако половина закройщиков, работавших в бутике, были мобилизованы, и работа шла всё медленнее, поэтому Скиап на время войны решила уехать в Америку к своей дочери.
В 1945-м Эльза вернулась домой и попыталась реабилитировать свой бутик, но в послевоенное время ткани стали ужасно дорогим и дефицитным продуктом, а мех купить было почти невозможно. Некоторое время она продолжала выпускать коллекции для самых преданных клиенток, но в 1954-м закрыла бутик и уехала в Тунис воспитывать внучек.
Корзина пуста.