FluffyAnn

Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли
Эльза Скиапарелли родилась 10 сентября в 1890 году в Риме

Важную роль в становлении Эльзы как модельера сыграл самый известный тогда в Париже кутюрье — Поль Пуаре. Эльза восхищалась Полем и его ориентальными коллекциями — так они и подружились. Вдохновившись его примером, Скиап ­(так в дальнейшем её будет называть весь светский Париж) начала рисовать эскизы платьев и стучаться в двери всевозможных ателье в поисках любой работы. 

Увы, но ей повсеместно отказывали в сотрудничестве, отвечая, что «лучше бы ей заняться разведением картофеля, чем пытаться делать платья».

Очень забавно, но в институте один из преподавателей не уставал сообщать, что мой удел – удачно выйти замуж, а не стать дизайнером. 

Эльза Скиапарелли

Наглядное пособие, куда надо деть чужое мнение на ваш счёт…

Сюрреалистическая шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли появилась в зимней коллекции 1937-38, она создавала её вместе с художником Сальвадором Дали. Эту модель Скиапарелли придумала, взяв за основу реальные туфли, созданные для её коллекции обувщиком Андре Перуджа.  

Эльза Скиапарелли
Эльза Скиапарелли

Помимо экспериментальных коллекций, которые стали настоящим воплощением сюрреализма в одежде, Скиапарелли изобрела много функциональных вещей и аксессуаров, которые мы до сих пор используем в повседневном гардеробе:

Застёжка-молния

Молнию изобрели в начале XX века и сперва использовали для обуви и некоторых сумок. Но никто не мог представить, что такое функциональное и не слишком эстетичное изобретение может быть уместным и на вечерних платьях. А Эльза представила и воплотила.

Эльза Скиапарелли

Раздельный купальник

Скиапарелли придумала не только купальник с открытой спиной и прозрачными бретелями, не мешающими загару, но и показала первый раздельный купальник телесного цвета. 

Эльза Скиапарелли

Брюки-юбка

Брюки в женском повседневном гардеробе в 1930-е годы всё ещё были абсолютным табу, но Эльза нашла компромиссное решение и создала брюки-юбку (по сути, сегодняшние кюлоты), в которых, по её мнению, можно было делать все что угодно.

Эльза Скиапарелли

Газетный принт

Сегодня мы вспоминаем рисунок в виде газетных разворотов как фирменный приём Джона Гальяно, но на самом деле Скиап опередила моду и в этом почти на сто лет. Шляпы из коллекции Скиапарелли с узором в виде газетных рецензий на её же работы стали пиком авангардной моды. Идея использовать газеты в качестве узора пришла к ней во время поездки в Данию — на рыбном базаре Копенгагена Скиап вдохновилась продавщицами, которые прикрывали головы от палящего солнца газетами. 

Эльза Скиапарелли

Шокирующий розовый

Shocking Pink Эльза придумала тогда же, когда запускала парфюм во флаконе в виде торса Мэй Уэст. В очередной раз рискнув, Скиап положила начало абсолютному тренду: кричащий оттенок перестали считать вульгарным и вызывающим, увидев в нём модный и смелый цвет авангарда.

Эльза Скиапарелли

Она говорила о “Шокирующем розовом” так: Цвета всех птиц и рыб в мире, цвет Китая и Перу, совсем не западный, шокирующий, чистый, интенсивный. 
 
Её окружение полагало, что “Шокирующий розовый” никто не будет носить, что парижская богема будет в шоке и никогда не рискнет вырядиться в столь вызывающий цвет. Но в её коллекциях стали появляться платья, жакеты, шляпки, а также аксессуары и косметика цвета Shocking Pink. 

Эльза Скиапарелли

Бижутерия

До вторжения Скиапарелли в мир моды светские дамы соревновались в размере ювелирных драгоценных камней. Скиапарелли же демократизировала сферу ювелирного искусства — она создавала украшения буквально из всего, что «попадалось ей под руку». Так появились бусы из таблеток аспирина, колье с пластиковыми насекомыми и другие украшения из подручных материалов: стекла, фарфора, алюминия, цветных карандашей, перьев птиц, конфет и предметов канцелярии. 

Эльза Скиапарелли

В 1935 году Эльза Скиапарелли полетела в СССР на международную выставку текстильной промышленности представлять Францию. 

В своих мемуарах она с восторгом описывала архитектуру Кремля, казавшуюся ей экзотичной и самобытной, а также сухой хлеб с чёрной икрой, севрюгу и водку — весь её рацион за поездку. 

В Москве Скиап, привыкшей изобретать платья для свободных женщин, предложили создать «универсальную» одежду для женщин, освобождённых коммунизмом. 

С учётом всех идеологических установок, которые в СССР распространялись и на сферу моды, Эльза нарисовала скромное чёрное платье с высоким воротом, красное пальто на чёрной подкладке, застёгивающееся на большие простые пуговицы, и шерстяную вязаную шапочку с застёжкой-молнией и кармашком. 

Пребывание Скиапарелли в СССР было одной из главных тем для западных газет и глянцевых изданий. Так, в журнале Vanity Fair в 1936 году на одном из разворотов появилась карикатура с изображением Сталина и Эльзы Скиапарелли, опубликованная под заголовком «Невозможное интервью». 

Эльза Скиапарелли

В 1939 году, когда началась Вторая мировая война и немцы оккупировали Париж, Эльза не хотела покидать город и продолжала создавать одежду, работая над военной коллекцией «Плати наличными и уноси».

В неё вошли костюмы-двойки с широкими функциональными карманами, комбинезон цвета металлической посуды, в котором было бы удобно прятаться в подвале во время бомбардировок, и практичные платья.

Однако половина закройщиков, работавших в бутике, были мобилизованы, и работа шла всё медленнее, поэтому Скиап на время войны решила уехать в Америку к своей дочери. 

В 1945-м Эльза вернулась домой и попыталась реабилитировать свой бутик, но в послевоенное время ткани стали ужасно дорогим и дефицитным продуктом, а мех купить было почти невозможно. Некоторое время она продолжала выпускать коллекции для самых преданных клиенток, но в 1954-м закрыла бутик и уехала в Тунис воспитывать внучек. 

Эльза Скиапарелли
Умерла Скиапарелли в 1973 году — её похоронили в Париже, как она и завещала, в пижаме цвета Shocking Pink