авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.
Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него, будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.
Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.
Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.
Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.
Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов со вторичным цветом.
Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.
Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.
Классическая триада — это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.
Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.
Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.
Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.
Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.
В цветовом круге есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.
Цветовая палитра в одежде во многом определяет, насколько гармонично, целостно выглядит весь образ. Неправильное сочетание цветов и их оттенков может сделать и самый проработанный до мелочей комплект безвкусным, лишить его шарма, свести на нет самую гениальную дизайнерскую идею. Научиться правильно сочетать цвета в единой концепции — значит получить заветный ключ.
Лучшее сочетание цветов в одежде — это один яркий акцент в сочетании с универсальными тонами. Нейтральными называют оттенки, которые хорошо сочетаются со многими другими. К ним относятся:
Комбинируя нейтральные цвета с насыщенными можно легко создать красочный, яркий, но не перегруженный акцентами образ. Стоит помнить, что черный хоть и является нейтральным оттенком, формирует яркий контраст. Если стоит цель сделать комплект более сдержанным, имеет смысл разбавить его еще одним нейтральным тоном (например, серым или синим). Нейтральные оттенки способны уравновесить и приглушить даже очень яркие тандемы. В этом случае композиция будет выглядеть более сдержанно и элегантно.
Цвета делятся на хроматические и ахроматы:
Гармоничные хроматические (цветные) сочетания можно смотреть на цветовом круге Иттена, который мы разбирали в самом начале — это база теории сочетания цветов:
1. Комплементарное сочетание. Отлично смотрятся вместе противоположные цвета на круге. Такие дуэты выглядят ярко и контрастно, подходят тем, кто готов быть в центре внимания. Противоположные цвета оттеняют друг друга, как будто раскрывая на максимум. Выбирайте такое сочетание, если хотите быстро и эффектно запомниться, как вспышка!
2. Триада. Сочетаются цвета, расположенные друг от друга на равном удалении, то есть в углах равнобедренного треугольника. Это более сложное сочетание. Такие образы также обращают на себя внимание, но они дольше задерживают взгляд, их хочется разглядывать. Выбирайте такое сочетание, если хотите удерживать внимание окружающих.
3. Аналогичное сочетание. Гармонично смотрятся цвета, расположенные рядом. Из таких цветов составляют монохромные образы. Проще всего компоновать образ не более чем из 3-х цветов, но при использовании аналогичных сочетаний можно брать вещи 4-х и более цветов, и они не будут смотреться слишком ярко и вызывающе.
Гармоничны также сочетания любых цветов, но одной степени насыщенности. Насыщенность цвета регулируется либо добавлением белого цвета, либо серого, либо чёрного.
4. Все пастельные оттенки. Если к насыщенной краске подмешать белый цвет, то она становится светлее вплоть до пастельного оттенка. Таких оттенков можно сочетать в образе сколько угодно. Они вызывают мягкие и нежные впечатления.
5. Все приглушенные оттенки. Если к исходной насыщенной краске добавить серый цвет, то это будет уже приглушенный оттенок. Часто допускают ошибку, сочетая насыщенный оттенок с приглушенным, это приводит к тому, что приглушенная вещь смотрится грязноватой и полностью портит впечатление от образа. Но тот же оттенок раскроется совсем по-другому, если сочетать его с цветами, к которым тоже подмешали серый цвет. Образы из приглушенных оттенков смотрятся дорого, статусно, обволакивающе.
6. Все темные оттенки. Если к исходной насыщенный краске добавить чёрный цвет, то получится темный оттенок. Темнота оттенка зависит от количества добавления чёрного.
7. Сочетаются все насыщенные оттенки.
8. Гармоничны сочетания оттенков одной и той же температуры: либо теплые, либо холодные. Часто делают ошибку, когда к теплым относят все желтые, красные, оранжевые оттенки, а к холодным синие, голубые, фиолетовые. Теплота регулируется добавлением к цвету либо желтого, либо синего цвета. Практически любой цвет может быть и теплым, и холодным.
Так, например, зеленый оливковый — это теплый оттенок, а зеленый изумрудный — это холодный оттенок.
Желтый горчичный — это теплый оттенок, а лимонный — это холодный оттенок.
Бирюзовый — это теплый оттенок, получился от добавления к синему капельку желтого, а василек — это холодный оттенок.
Можно легко научиться определению температуры цвета, если тренироваться и постоянно сравнивать оттенки друг с другом.
9. Можно также составлять образы только из ахроматов. Такие сочетания вызывают ощущение комфорта и стабильности. Могут как обращать на себя внимание (контраст черный и белый), так и быть уютными и незаметными (серый и бежевый).
10. Монохром — составление образа, в котором все детали одного и того же цвета, при этом возможно различие оттенков, например, светлее или темнее.
Корзина пуста.