авторский журнал Анны Гладковой / статьи и видеолекции о моде и стиле
Институт костюма Метрополитен-музея объявил тему Met Gala 2025 — «Superfine: Tailoring Black Style».
Вдохновением темы стала книга Моники Миллер профессора африканских исследований из колледжа Барнард Колумбийского университета «Рабы моды: черный дендизм и стиль идентичности чёрной диаспоры».
Моника Миллер, ставшая приглашённым куратором выставки, определяет дендизм как «умение одеваться мудро». Этот подход к стилю подчёркивает, как важно не только то, что мы носим, но и как это отражает нашу индивидуальность и культурную принадлежность. Сама выставка «Superfine» обещает продемонстрировать, как чёрные мужчины через моду и стиль смогли трансформироваться из объектов потребления в автономные личности, способные влиять на мировые модные тенденции.
Интересно то, что язык моды многогранен, и один и тот же фасон может выражать различные идеи.
И если бы я собиралась на это мероприятие, то обратила бы своё внимание на костюм “зут” — появившись как удобная одежда для джаза и свинга, он превратился в символ антивоенных и расовых протестов, а затем и вовсе стал эталоном “мафиозного” стиля и оказал влияние на всю молодёжную моду ХХ-века.
В эпоху свинга исполнявшие его музыканты и слушатели выработали свой стиль, который отлично описал Ральф Эллисон в книге “Невидимка”:
“Долговязые и худые, их шеи туго зажаты высокими воротничками, одинаковые шляпы из дешёвого чёрного фетра, как непременная деталь, венчали их головы, поверх выпрямленных волос. Их ноги вихляли от бедра в брюках, которые пузырём расширялись от икр, притом, что внизу манжеты вполне интимно облегали лодыжки — совсем как их пальто, длинные и зауженные в бёдрах, но с такими широкими плечами, какие и не снились нормальному человеку”.
“Зут-сьют” довольно быстро вышел за пределы джазового сообщества. А знаменитый джазмен Кэб Кэллоуэй считал, что “это единственный полностью и по-настоящему американский гражданский костюм”.
Однако, удобство “зут-сьюта”, который не сковывал движения, в сочетании с его экстравагантностью и некой маргинальностью (надо помнить, что в США в 1930-1940-х годов была сильная сегрегация, и чёрные джазмены находились в самом низу социальной иерархии) привело к побочному эффекту: стиль “зут” охотно переняли бандиты из национальных группировок. И очень скоро длинный яркий костюм, мешковатые штаны с привязанными к ним аксессуарами, фетровая шляпа, часы с очень длинной цепью и ботинки на толстой подошве стали отличительным признаком участника преступного сообщества.
Популярность такого костюма в криминальных кругах сыграла против всех зутеров и без того часто становившимися жертвами предрассудков.
На самом же деле люди, которые выбирали стиль “зут”, являясь представителями нацменьшинств, зачастую вынуждены были заниматься тяжелым и малооплачиваемым трудом. Для них “зут-сьют” являлся не столько способом самоидентификации, сколько формой протеста. Вместо того, чтобы одеваться скромно и “знать своё месте”, как предписывало им общество, они предпочитали демонстративно шокировать. А так как для костюма “зут” требовалось много ткани, да и сам он был довольно сложен в изготовлении, то стал признаком “состоятельного парня”, сумевшего выбраться из полной нищеты.
В 1941 году началась война и в США стали проповедовать “разумную экономию”, запрещавшую большое использование ткани, которая требовалась на военную форму. В марте 1942 года государственный Совет по военному производству выпустил общеобязательные правила, фактически запрещавшие изготовление костюмов объёмного кроя. В связи с этим американские швейные фабрики начали сворачивать рекламу и производство любых костюмов, нарушавших эти правила.
Однако спрос на “зут-сьют” совершенно не снизился, в связи с чем расцвело такое явление как бутлег-портные.
Бутлег (англ. Bootleg) — (сленг), подпольная торговля, контрабанда; Выражение происходит от жаргонного названия подпольной торговли спиртными напитками во времена сухого закона в США в 1920—1930-е годы.
Молодые люди также не торопились избавляться от этих костюмов. А вот консервативным, патриотически настроенным американцам казалось, что эти “дешёвые пижоны” нарочито игнорируют тяготы и жертвы, приносимые народом на алтарь победы.
В ночь на 3 июня 1943 года, 11 моряков в центре Лос-Анджелеса вступили в драку с зутерами. Впоследствии противоборствующие стороны приводили свои версии того, кто являлся зачинщиком, но для прессы, как это часто бывает, все изначально было ясно. И на следующий день номер Los Angeles Times вышел с заголовком: “Зутеры избили и нанесли ножевые ранения военнослужащим!” Этот инцидент всколыхнул общество и положил начало более жестоких и массовых расправ над зутерами, в которых пострадали более 150 человек.
“Вопрос глубже, чем костюмы. Это расовый протест. Эта проблема имеет корни, уходящие в далёкое прошлое. И мы не всегда справляемся с этими проблемами так, как должны бы”, — написала Элеонора Рузвельт.
Эти июньские расправы над зутерами оставили свой след в общественном сознании и принесли всходы в будущем. В частности, такой костюм носил в 1940-х Малькольм Литтл — в будущем радикальный лидер афроамериканского населения Малькольм Икс.
Субкультура “Зут” пережила войну. А в Европе её элементы успешно перекочевали во многие новые молодежные стили. Например, длинный пиджаки и ботинки на толстой подошве стали атрибутом teddy boys.
А в послевоенном СССР первые стиляги вдохновлялись именно американскими джазовыми зутерами, их широкими пиджаками, цепочками и яркими галстуками. А прически коком и брюки—дудочки появились значительно позже.
Тем временем, в самих США стиль “зут” обрёл неожиданную респектабельность, во многом благодаря Френку Синатре. Изначально он так хотел выразить уважение мафии, связями с которой в 1950-е даже гордился. И в результате костюм “Зут в стиле Синатры” стал прочно ассоциироваться с образом мафиози, не без помощи кинематографа.
Если вы хотите глубже погрузиться в темы, описанные в статье, то рекомендуется к просмотру:
Костюм фасона ”Зут” (1981)
Частично — увлекательная документалистика, частично — ослепительные постановочные сцены, фильм «Костюм фасона «зут«» — блистательная киноадаптация горячо встреченной критиками драматической театральной пьесы драматурга Луиса Вальдеса. «Костюм фасона «зут» посвящен «бунтам «зутеров«, которые прокатились по Лос-Анджелесу в 1940-е годы. Главу уличной банды Генри Рейна и его друзей арестовали, на основе сомнительных доказательств признали виновными и отправили в тюрьму Сан-Квентин. Адвокаты-активисты Элис Блумфилд и Джордж Ширер начали борьбу с расовой дискриминацией, стремясь заставить правосудие признать несправедливость обвинения и добиться свободы для Генри и его товарищей.
Зелёная книга (2018)
Фильм основан на реальной истории турне 1962 года по Глубокому Югу афроамериканского пианиста Дона Ширли и американца итальянского происхождения, вышибалы, а впоследствии актёра Фрэнка «Тони Липа» Валлелонги, который был водителем и телохранителем Ширли. Фильм, написанный Фаррелли в соавторстве с сыном Липа Ником Валлелонгой и Брайаном Хейсом Карри, основан на интервью с Липом и Ширли, а также на письмах, которые Лип писал своей жене. Назван в честь «Зелёной книги негритянского автомобилиста», путеводителя для афроамериканских путешественников, основанного Виктором Хьюго Грином в 1936 году и издававшегося до 1966 года.
Малькольм Икс (1992)
Сага о чернокожем лидере Малкольме Иксе. Он начинал в Гарлеме как гангстер, погрязал в пороке, но попав в тюрьму, очистился от скверных идей под влиянием идей ислама. Очень детальный и достоверный показ всех перипетий жизни и борьбы Малкольма Икса с расизмом, коррупцией, беззаконием, предательством в стане единомышленников.
Синатра: Всё или ничего (2015)
Подробнейшее исследование жизни и карьеры легендарного американского исполнителя. История жизни, рассказанная его собственными словами в многочисленных интервью и дополненная комментариями близких Синатре людей.
комплексный онлайн-курс для девушек о моде и стиле / после прохождения курса вы станете счастливой обладательницей своего индивидуального стиля и идеального гардероба, подходящего именно для вас и вашего образа жизни
комплексный онлайн-курс для девочек-подростков о моде, стиле, макияже и этикете / после прохождения курса девочка раскроет себя и станет счастливой обладательницей своего индивидуального стиля
элегантные платья и костюмы FluffyAnn на заказ по Вашим меркам по технологии made-to-measure / мы являемся сторонниками «медленной моды», каждый человек уникален — это закон нашего бренда, следуя которому мы отшиваем наши модели только на заказ и только по индивидуальным меркам клиента
Корзина пуста.